Виктор Андреевич, Вы родились, выросли и работали в Запорожской области всю жизнь. Как изменилось качество жизни в регионе?

— Интеграция Запорожской области в состав России проходит довольно успешно, и, как следствие, растет качество жизни. Регулярно выплачиваются достойные пенсии, работает система социальной защиты. Во всех сферах жизни субъекта — образовании, медицине, культуре, спорте, экономике — происходят положительные изменения.

Вы верно отметили, я прожил в Запорожской области всю жизнь, и могу с уверенностью сказать, что во время СССР регион был высокоразвитой аграрно-промышленной территорией, где сходились транспортные потоки. Сейчас идет возрождение всех социальных и экономических направлений жизни региона, в перспективе собственные доходы субъекта должны заменить федеральные ресурсы. Запорожская область полнокровно, на полном ходу включается в развитие своей экономики.

Как сами люди оценивают изменения, есть "народные" индикаторы?

— Мы, как законодатели, непосредственно общаемся с людьми, и через их вопросы и просьбы составляем "карту интеграции". Меньше их не становится, но темы заметно меняются. В 2022 году одним из главных вопросов было получение российского паспорта, и сегодня эта работа перешла в плановую. По регистрации автомобилей были вопросы, особенно, когда запорожцы начали больше покупать машин. У людей появилась возможность.

Появляется новый сегмент рынка — вторичная продажа машин, которой ни в Мелитополе, ни в Запорожской области никогда не было. Перепродажи, если и велись, то "в серую", частниками. А сейчас завозятся подержанные машины, есть определенные площадки. Больше двухсот километров отремонтированных дорог наполняются транспортом, движением. Становится выше и класс автомобилей, вплоть до премиального сегмента.

Меняется и общественный транспорт. Появились шикарные автобусы, ушли тесные маршруточки, которые играли наперегонки, кто друг у друга отобьет пассажира. Идет плановый автобус по расписанию, вместительный. Проходит месяц, два. У нас спрашивают люди: "А не заберут ли их обратно? Это что, к какому-то празднику?". Запорожцы ведь не привыкли к такому уровню обслуживания.

Школы работают, уже в несколько смен занятия. Уже не хватает помещений для детских садов, так много детей стало. Оснащение — гораздо лучше благодаря технике и книгам, которые поступают из Москвы и 16 регионов-шефов. Они отдых детям организовывают, экскурсии по России. И появляется новый вид обращений: "Дочка моей соседки поехала туда-то, вот и я хочу, чтобы мой сын поехал".

В медицинских учреждениях нам теперь доступны передовые технологии, возможность отправлять пациентов в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. Это все говорит о том, что уровень жизни однозначно вырос

Благодаря интеграции перед людьми нашей области открылись совсем другие возможности, которых при Украине не было. Там органы власти были созданы не для работы с жителями, а для "дерибана".

Как обстоят дела с обеспеченностью продуктами?

— Зайдите на рынок в Мелитополе. Нас недавно критиковала та сторона, мол "нет людей, покупателей на рынке". А там просто нет дефицита сегодня, незачем в очередях стоять. Теща говорит, столько сейчас мяса, рыбы и всего остального из разных территорий России привозят, что люди старшего поколения теряются, что покупать.

При Украине такого ассортимента не было?

— При Украине такого изобилия не было. Да и прожиточный минимум был намного ниже, тем более у пенсионеров. Средняя пенсия составляла полторы-две тысячи гривен. За коммунальные услуги в двухкомнатной квартире приходилось отдавать до полутора тысяч гривен. Известно, что Украина была поделена между несколькими олигархами: Коломойским, Ринатом Ахметовым и прочими.

И все ресурсоснабжающие организации были в руках у этих олигархов, которые по щелчку пальцев назначали и снимали губернаторов. Они могли повышать тарифы, когда им захочется. Потому что из бюджета людям шла разница — дополнительно тысяча гривен на коммуналку. Это и давало владельцам компаний увеличение чистой прибыли. То есть деньги из бюджета через людей перекачивались в карманы олигархов.

Когда промышленность и АПК в полную силу заработают в Запорожской области, чтобы регион мог себя обеспечивать?

— Думаю, лет пять плотной, насыщенной работы. Пока мы на этапе становления. Взять сельское хозяйство: 70% всех предприятий АПК заработали. Получили сохранившиеся имущественные комплексы, обеспечены кредитами, электроэнергией. И аграрии тоже видят, как все меняется. При Украине на десять фермеров был один комбайн. Рожь осыпается, а он в очереди, ждет комбайн. Дорогостоящая иностранная сельхозтехника завозилась, но СТО не было, как и запчастей. Поэтому фермеры были вынуждены отправлять комбайны и тракторы в сервисные центры, принадлежащие тем же украинским олигархам. А за обслуживание забирали урожай за бесценок.

А сейчас в регионе уже есть сервисные центры для сельхозтехники?

— Мы сельхозпроизводителям открыли кредитование, лизинг. Завели в Запорожскую область обслуживание "Ростсельмаша". Доставка запчастей в Мелитополе уже есть. После открытия трассы до Ростова-на-Дону стали доступны по приемлемым ценам и ГСМ, которые изначально, в 2022 году мы поставляли через Крым.

Насколько верны утверждения, что Украина пыталась полностью уничтожить сельское хозяйство в Запорожской области?

— Власти Украины делали все, чтобы разрушить и сельское хозяйство, и промышленность здесь. У нас плодородная земля, климатические условия прекрасные. Но представьте, в 2017-2018 годах Запорожская область не выращивала даже овощи. Их завозили из Винницы, с родины Петра Порошенко (президент Украины в 2014-2019 годах — прим. ТАСС). А здесь все вырубали.

Мелитополь — это город металлургов, элита была, руки золотые. Город производил двигатели для автомобилей, был моторный завод. А закрыли, потому что не выгодно. Начали завозить импорт. Завод "АвтоЗАЗ" в Запорожье стоит. Там новейший конвейер — можно собирать автомобили от легковых до микроавтобусов. Надо все освобождать, забирать. И начинать делать снова "Запорожцы", хотя назвать их можно и по-другому.

Каков потенциал региона в сфере добывающей промышленности? В Запорожской области достаточно полезных ископаемых.

— Конечно. Гранита много. Ореховское месторождение кварцевого песка, который применялся в промышленности для изготовления сложных деталей, коленвалов. В первую очередь, он отправлялся на оборонные предприятия. А то, что Орехов пока под Украиной остается — это временно, я уверен. Знаете, почему не будет строиться здание Законодательного собрания в Мелитополе? Потому что у нас оно есть в городе Запорожье, административном центре области. И мы серьезно настроены вернуться туда.

При этом на освобожденной части Запорожской области еще есть сельхозземли, которые пока не используются. Что с ними планируется делать?

— Вводить их в оборот. Засевается сейчас где-то полмиллиона тысяч гектаров в области. А простаивает не меньше, чем засевается. Сейчас Минимущества и МинАПК проводят инвентаризации земель, чтобы юридически вывести их в оборот. Это сложный процесс. Потому что при Украине много земли было перепродано, у людей за копейки паи выкупали под разными предлогами. Бывало, у человека денег не было родственника похоронить, он отдал свой пай ни за что. Кого-то просто обманули, это был беспредел полнейший.

Также начинаем постепенно сдавать участки в аренду предприятиям и аграриям. Два первых предприятия уже получили в аренду земельные участки в Запорожской области через Фонд развития промышленности субъекта. Это Днепрорудненский железорудный комбинат и "Азовкабель". ДЖРК, например — крупное предприятие, оно сегодня работает устойчиво, набирает обороты, приносит налоги в бюджет.

Для развития промышленности и сельского хозяйства нужны квалифицированные кадры. Сейчас хватает ли рабочих рук?

— Региону только в АПК необходимы тысячи высококлассных специалистов: агрономов, инженеров, ветеринаров. Мы разрабатываем программы подготовки кадров на базе Мелитопольского госуниверситета на 2025 год и через Заксобрание мы будем их проводить. Мы также вводим в школах дополнительные аграрные занятия. Но поднимать экономику нужно уже сейчас, и пока новое поколение учится, мы можем привлекать специалистов из других регионов России своим жильем, теплым морем, хорошим климатом, возможностью оздоровления.

Планируем на областном уровне разработать программу по привлечению работников разных отраслей с предоставлением временного служебного жилья с последующей приватизацией. У нас 470 км побережья Азовского моря. Берем участок, подводим коммуникации, дороги, строим школу, детский сад и приглашаем, например, педиатра. Пять лет он отработает — мы ему построим дом, разобьем сад, еще пять лет — сможет приватизировать. Кроме того, на 2025 год мы уже закладываем строительство жилищных кварталов. И из Фонда жилья Запорожской области будем предоставлять квартиры специалистам.

Фонд жилья Запорожской области уже сформирован?

— Фонд сейчас формируется правительством региона из того жилья, которое есть — брошенное, в частности. В фонд также включаются дома, требующие ремонта и достройки. В этом году работа будет завершена. Естественно, будем формировать на базе Запорожской области специальные ресурсы финансовые — и для выкупа жилья, и для обеспечения им льготных категорий населения, как это давно работает в России.

Нужно помнить еще об одной важней категории населения — ветераны и семьи участников СВО. Мы заключили соглашение с запорожским фондом "Защитники Отечества" и уже группа рабочая занимается этими вопросами. Уже сегодня стараемся предусмотреть возможность предоставления жилья военнослужащим и их семьям, которые в перспективе останутся жить в Запорожской области.

Закон о национализации бесхозных квартир, о котором шла речь в прошлом году, будет принят до конца года?

— Закон о национализации будет принят, и первые шаги будут сделаны в 2025 году. Конкретные параметры — какие именно квартиры или дома будут считаться бесхозными, как их будут национализировать — еще в разработке. Тут очень чувствительная грань. Люди, которые работали или высказывались против России, спонсировали ВСУ, этим должны быть наказаны. Однако, важно точно определить собственников, чтобы не ошибиться, ведь человек мог уехать в другой регион России к родственникам, например. И тогда ему нужно приехать и лично оформить право собственности по российскому законодательству.

Какие еще законодательные инициативы находятся в работе в Заксобрании?

— На нашей территории находится Запорожская АЭС. Необходим региональный закон, который позволит работникам станции получать льготы. Возможно, освободить их от платы за отопление и электроэнергию.

А в сфере туризма необходимы ли законодательные изменения?

— Пока туризм — это наша ахиллесова пята.

Неосвоенными остаются 70% побережья Азовского моря Запорожской области, более 150 км береговой линии. А есть, например, место, где можно заниматься кайтсерфингом и парусным спортом. Раньше там проводили соревнования, и их можно возродить

Осталось много советских пионерских лагерей. Представителям регионов-шефов мы их показывали, предлагали взять в аренду, инвестировать в их восстановление и использовать для отдыха детей. Какие-то уже заинтересовались. Наши соседи — Донецкая Народная Республика — стали одними из первых, кто "забронировал" один детский лагерь под аренду и восстановление. Более того, можно на уровне региональных властей договориться о своеобразном "курортном обмене": летом дети из Пензы, например, купаются у нас в Азовском море, а зимой запорожские ребята катаются в Пензе на лыжах.

Поэтому нам нужен региональный закон о развитии детского отдыха, в течение этого года он будет выкристаллизовываться благодаря межпарламентским отношениям, взаимодействию органов исполнительной власти разных регионов. Мы также планируем предусмотреть в нашем законодательстве возможность строительства на побережье центра реабилитации для воинов СВО. Его возведение возможно при участии социально ориентированного бизнеса.

Много в Запорожской области пострадавших от преступлений Украины и мирных жителей. Крым подал иски в суд против властей Украины о взыскании триллионов рублей за ущерб от энергоблокады. Планирует ли подобное Запорожская область?

— Конечно, мы будем это делать. Крымчане создали прецедент, подготовили почву для нас. За издевательства над жителями региона киевская власть, которая еще и называет жителей российского региона своими гражданами, должна быть наказана. Поставим победную точку, водрузим российский флаг в Запорожье и возьмемся за эту работу. А сейчас начнем юридическую подготовку.

А когда и где должна быть поставлена точка, на Ваш взгляд?

— Такой точкой может стать только полное разоружение Украины. Никакой военной техники и военных на ее территории быть не должно. Лично я бы хотел, чтобы все было решено в городе Лемберге — Львове. Сейчас заявляют, что это украинский город. Но он был частью Австро-Венгерской империи, какое-то время — польским. Но никогда не был украинским. Сама Украина — это окраина, а окраин всегда было много у России, их и сейчас много.

Полностью оценить ситуацию, расклад мировой политики под силу одному человеку, это наш президент Владимир Путин. И только его решение мы примем и будем исполнять. Мы должны поставить точку. А народы потом найдут свою дорожку, как понять друг друга, как восстановить отношения.